8 апреля 2015 // автор: Ирина Сысуева //

Кто-то едет сюда за тишиной и медитативным спокойствием, кто-то за вдохновением и экстримом. Кто-то просто потому, что не увидеть Байкал невозможно. А если увидишь – непременно захочешь возвращаться снова и снова: Байкал наполнит вас до краев и останется в сердце навсегда.

Его называют «Голубым оком» Азии. Ученые умы склонны считать его зарождающимся океаном. Гигантский резервуар, содержащий пятую часть мировых запасов пресной воды. 10% населяющих его видов – эндемики, среди них – прозрачная живородящая рыба голомянка. И список удивительных фактов можно продолжать бесконечно. Но изумить здесь способны не только факты. Многих из тех, кто приезжает на Байкал впервые, просто захлестывают эмоции.

Иногда на него больно смотреть. То ли от солнечных бликов (летом – на воде, зимой – на ледяном панцире), то ли от всепоглощающего величия этого природного феномена: перед таким бессознательно склоняешь голову и опускаешь взгляд. И тем парадоксальнее кажется необъяснимая способность байкальского пространства возвеличивать пребывающего в нем человека. Глядя на зеркальную гладь, уходящую в горизонт, почти физически начинаешь переживать состояние левитации. Персональный Космос – вот что такое Байкал.

IMG_4032cmyk_1.jpg

Кто только не обитал на берегах священного водоема! В туземную закваску из тюркских, тунгусских и монголоязычных племен в XVII веке благодаря казачьим отрядам и сноровке русских царей влился славянский этнос, привнеся сюда собственный колорит и новое звучание. Но и Байкал оставлял неизбежный отпечаток на всех, кто поселялся вокруг него. Есть что-то необъяснимо общее между степным кочевником Забайкалья и крепким сибирским мужиком, между бурятским шаманом и бабушкой из старообрядческой деревни. Может быть, это общее – в непоколебимой силе духа. Ведь для того чтобы выжить и приспособиться в этом прекрасном суровом краю, нужно было обладать особой человеческой закалкой. Местные тесно взаимодействуют с окружающей природой, почитая ее и домом, и храмом, и матерью-кормилицей. Жизненный уклад, культурные традиции, обычаи – все проистекает из отношений «человек-природа». То же можно сказать и о кулинарных предпочтениях жителей Прибайкалья. Вся гастрономия в этом краю зиждется на двух столпах: сибирской и бурятской кухнях. Сибирская бытность воспитала в местных умение практично и с любовью использовать дары озера и тайги. А от кочевых предков бурят прочно вошел в кулинарный быт скотоводческий культ мяса и молока. Но самым вкусным достоянием здешних мест являются рыбные блюда.

Рыбный промысел на Байкале – отдельная тонкая наука. Рыбаки, как шаманы, по форме облаков, по ветру предсказывают предстоящий лов. И не приведи бог нарушить здешние запреты: например, добывать нерестового омуля в сентябре или выходить в «море», когда с западных гор дует Сарма – самый страшный из байкальских ветров. Говорить о рыбе здесь могут часами, и главным козырем беседы неизменно будет легендарный байкальский омуль. Его нежнейший вкус объясняется прослойкой подкожного жира, хотя сами рыбаки склонны считать, что деликатесным омулевое мясо делает уникальный состав воды.

IMG_4196_1.jpg

Готовят омуля по-разному: засаливают, жарят, вялят, коптят горячим или холодным способом. У каждого жителя есть свой фирменный секрет. Моя мама, например, великолепно запекает омуля в фольге, не добавляя ничего, кроме лука и черного перца. А еще она делает рассыпчатый рыбный пирог, который съедается зараз, каким бы большим ни был. Будучи на Байкале, не пытайтесь избежать простецкой рыбацкой экзотики: омулевой ухи, сваренной в котелке на берегу, или омуля, закопченного при вас на рожнах – березовых или ивовых палочках. Подают омуля в сопровождении ржаного хлеба и зеленого лука. Ничего больше и не требуется – в этом гарантия истинного вкуса. Байкал учит простоте. Возвращение к исконности, к основам быта, вкусовых ощущений – будьте готовы пережить этот опыт, отправляясь на священное озеро. Привычное оформление байкальской трапезы – расстеленные на камнях газеты, кулечек соли, пучок черемши. Даже в местных кафе (в том числе претендующих на презентабельность) вкуснейшую еду часто подают в трогательных фаянсовых плошках с обколотыми краями, будто напоминая, что форма в сравнении с содержанием малозначительна. Да и еда здесь по большому счету не терпит излишеств: минимум специй, никаких нагромождений вкусов, любое блюдо легко раскладывается на компоненты. Эту кухню можно было бы назвать пресной, если бы натуральные и простые ее составляющие не были вкусны сами по себе.

Помимо омулевых и других рыбных вариаций стоит попробовать позы (или буузы). Это бурятские родственники пельменей, большие, мясистые. Для их приготовления используется рубленый фарш из свинины, говядины и баранины, смешанный в определенных пропорциях. Мясо закатывается в тесто так, чтобы сверху оставалось отверстие. Позы отовятся на пару от кипящего жира, при этом внутри образуется горячий бульон. Неофитам следует быть начеку и постараться не вылить его на себя.

Из напитков популярнее всего морс из таежных ягод или чай. В бурятских семьях принято встречать гостей белёным чаем, так как вся молочная «белая» пища в Бурятии особо почитаема. Молочными блюдами обязательно украшают праздничный стол. Хотя, стоит сказать, гастрономические достоинства местной «белой» пищи весьма неоднозначны. Например, некоторым трудно представить, что можно считать десертом урмэ (замороженные молочные пенки) или любить саламат (соленую сметану). Местные умельцы даже наловчились перегонять из молока алкогольный напиток тарасун – по вкусу нечто среднее между айраном и водкой. Употреблять этот загадочный напиток стоит холодным и не принюхиваясь, так как резкий «биологический» запах может перебить дегустационный запал.

IMG_5312cmyk_1.jpg

К слову, молоко наряду с водкой широко используется в буддийских и шаманских обрядах, кои совершаются на этой земле повсеместно. Причем, насколько бы скептичны ни были прибывшие сюда впервые люди, они невольно подчиняются благоговейному отношению к устоявшимся за века правилам, нарушать которые кажется не только неблагорассудным, но и противоестественным. На берегах Байкала начинаешь ощущать, что место это имеет душу, свое энергетическое поле. У байкальских ветров есть свои имена – не названия, а имена! Их знает и стар и млад, о них говорят как о старых знакомых: «Сегодня Баргузин ровный, омуль пойдет», «Култук нынче ласковый».

Самым чудесным местом на Байкале считается Ольхон-остров. Сюда с западного берега через пролив Малое море ходит паром. Ольхон – это сердце Байкала. По преданию, именно здесь первый шаман получил свой дар от небесного хана Хаан Хутэ-Баабая. С тех пор сильнейшие духи поселились на скалистом мысе Бурхан. Раньше их почитание было столь велико, что ни один житель не осмеливался проскакать мимо мыса верхом, всадники спешивались и обвязывали копыта коней тряпицами, чтобы не тревожить покой духов.

Мыс Бурхан и скала, прозванная в народе Шаманкой, остаются знаковым местом. И хотя комфорт и цивилизация успели проникнуть в эту священную обитель (в поселке Хужир на острове для всех желающих сдаются приличные апартаменты), до сих пор никто не осмеливается подъезжать к Шаманке на автомобиле. Там же стоит столб c предостерегающей надписью: мыс не рекомендуется посещать «впечатлительным, легко уязвимым людям и детям».

IMG_5184.jpg

Кроме естественных достопримечательностей местные гордятся и рукотворным достоянием байкальских берегов. Одно из самых значимых – Кругобайкальская железная дорога (КБЖД). До революции ее называли «золотой пряжкой стального пояса России». «Пряжкой» – потому что она была призвана соединить разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, «золотой» – потому что по стоимости работ превзошла все существующие в России дороги. В середине XIX века из Иркутска протянули новую электрифицированную дорогу, и участок КБЖД на западном побережье Байкала превратился в тупиковую ветвь. Но функциональная бесполезность не отменила гениальности этого сооружения. По насыщенности инженерными находками КБЖД не имеет равных в России, ведь дорогу тянули по вертикальным скалам, прокладывая рельсы в тоннелях (всего их 38, самый длинный – 778 м) либо на искусственных полках, вырубленных в горном массиве. Сейчас дорога играет роль музейно-туристического маршрута. Летом из Иркутска сюда пускают «экспресс выходного дня», а любители нестандартных решений круглогодично могут арендовать дрезину, чтобы прокатиться между станциями Култук и порт Байкал. Никто не отменял и пешеходных маршрутов. Гулкие порталы тоннелей, точеные виадуки, высокие каменные мосты в совокупности с байкальскими пейзажами создают ощущение иной реальности, особенно когда на каменной арке одного из тоннелей прочтешь «Къ Великому Океану», а на запасных путях станции Уланово услышишь гудок старинного паровоза.

IMG_5769cmyk_1.jpg

…Байкал можно почувствовать, но невозможно описать. Можно только сохранять в себе ощущение всего, что было даровано там: тысячи оттенков байкальской волны, тепло замшелого камня, запах трав, сосновой смолы и благовоний, гомон чаек над отмелями. И каждый раз задерживать дыхание от осознания личного причастия к сакральным тайнам планеты, одна из которых – Байкал.

Текст: Ирина Сысуева

Фото: Екатерина Демина

Благодарим журнал Jamie за предоставление материала

l3.jpg

Комментарии:

Светлана Юрьевна | 18 апреля 2015

В статье написано всё верно,кроме одного: позы варятся на пару от обычной подсоленной воды.От жира пара нет.То ли это описка автора,то ли ещё что,но позы варятся в специальной кастрюле-познице или обычной пароварке.В общем-то,позница (или мантышница,мантница у других народов) это не что иное,как пароварка,в которой решётки располагаются в три яруса.Заливается подсоленный кипяток,решётки смазываются маслом (чтобы позы не прилипали к ним) и на них выкладываются позы.Через 25-28 минут они готовы.Некоторые знатоки утверждают,что позы должны вариться ровно 28 минут.Ни минутой раньше,ни минутой позже.Но,если позы достали из морозилки (а у нас их принято готовить впрок,как и пельмени), то требуется 40-45 минут для варки.
Фарш в тесто не закатывается,как пишет автор.На кружочек теста фарш выкладывается,а края приподнимаются и защипываются таким образом,что сверху остаётся небольшое отверстие,пропускающее конец пальца. В идеале складочек вокруг отверстия должно быть 33, но у меня так не получается. Всегда 25-28. Но как бы то ни было, позы-это ОЧЕНЬ вкусно и сытно.
А омуль, действительно, прекрасная рыба. Котлеты, пироги, уха,запечённый, тушёный, солёный, вяленый, копчёный - какой угодно. Но неизменно вкусный и сытный. А икра омулёвая...Мне так никакая другая не по вкусу.Никакая лососевая или осетровая с омулёвой не сравнится.У нас её ещё и чесночком приправляют.Я так больше именно в этом варианте люблю.
Действительно, Байкал-дело тонкое.Кто хоть раз побывал тут-навсегда влюбится в эти места.А мне посчастливилось жить тут. Уже 30 лет.

Leonid Stepanov | 16 апреля 2015

Спасибо за статью. Байкал,он такой. Действительно персональный космос.

Чтобы оставить комментарий на сайте, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.