На полках супермаркетов полно продуктов с надписями «органический», «натуральный», «экологический», «био», «фермерский». Это одинаково полезные здоровые продукты, разницы между ними нет. Это неверное утверждение.

В Соединенных Штатах законодательно зафиксирован термин «органический», в стране существуют стандарты, технические регламенты, контролирующие органы и сертифицирующие агентства. В России для продуктов этого класса законом тоже закреплено название «органический». Именно оно дано в национальном стандарте ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения» и готовящемся федеральном законе «О производстве и обороте органической продукции».

На сегодняшний день «органический» – это единственный законодательно закрепленный термин, характеризующий чистую еду, то есть произведенную не в рамках индустриально-химической модели сельского хозяйства.
Image 101.jpg


Натуральный. Продукт считается натуральным, если он «произведен» природой, а не синтезирован человеком в лаборатории. Но это не означает, что продукт не был выращен и обработан с помощью химических веществ, антибиотиков, гормонов и прочих синтетических препаратов.

 Экологический / экологически чистый. Согласно российскому законодательству все продукты, допущенные в торговую сеть, прошли проверку соответствующих контрольных органов и априори являются экологически безопасными. В соответствии с СанПиН 2.3.2.1078.01 использование понятия «экологически чистые» запрещено по отношению к продуктам питания. Следовательно, продукты, имеющие дополнительную надпись на упаковке, только вводят потребителей в заблуждение.

Био и эко. Так маркируют продукты, произведенные по органическим технологиям, в некоторых европейских странах, но эти надписи не имеют никакой законодательной поддержки в России. Если речь идет об отечественных товарах, подобные надписи на этикетках – лишь маркетинговый ход.

Фермерский. Людям кажется, что у продуктов, произведенных на ферме (мелкосерийном сельскохозяйственном производстве), качество значительно выше, нежели у продукции крупных индустриально-химических предприятий. В действительности фермеру приходится интенсифицировать производство, а в ряде случаев вкладывать в него больше химии, чем в крупных агропромышленных комплексах, давать животным больше гормонов роста и антибиотиков, чтобы снизить риски потерь и собственные издержки. Поэтому слово «фермерский» должно скорее отпугивать грамотного покупателя.
Image 102.jpg

Только термин «органический» в названии продукта имеет законодательную опору, соответствующий сертификат качества и дает покупателям гарантию безопасности. Все остальные кажущиеся синонимы лишь дезориентируют людей.

Еще больше полезной информации о производстве и выборе органической продукции читайте в книге Сергей Бачина «Органика. Мифы и реальность».

Иллюстрации из книги С.В. Бачина «Органика. Мифы и реальность»
Автор иллюстраций – Елена Распутина.