-«Погоди, руками не трогай! Дай мне несколько минут!» - раздраженно умоляла я. Но молодой человек уже уминал кусочек пиццы. Снимок испорчен. Я решила, что мы с молодым человеком совершенно не подходим друг другу: он не уважает мои увлечения, мои подписчики в инстаграме не простят ему сорванный фуд-пост, а я, в свою очередь, никогда не дам ему спокойно наслаждаться приемами пищи.
Еда – модель прихотливая. Не терпит нетерпения. А голодный мужчина не терпит ожидания. Может быть Лариса Дерий, фуд-фотограф, кулинарный блогер и стокер сможет доказать «вредным и ненасытным», что фуд-съемка – настоящее искусство?

Фуд-фото: затянувшийся мейнстрим или полноценный фото-жанр?
Конечно, полноценный фото-жанр. Не понимаю, почему многие относятся к фуд-фото как чему-то несерьезному, не заслуживающему внимания. Еда - это важно! Это здоровье, это жизненная необходимость, это удовольствие, в конце концов! И от того, как мы относимся к еде, зависит как минимум то, как мы выглядим. Поэтому неудивительно, что в фотографии возник такой жанр.
Почему начали снимать еду? Перестали вдохновлять люди?
Что касается меня, то я увлеклась этим совершенно случайно 6 лет назад. Просто зарегистрировалась на одном из кулинарных сайтов и решила поделиться удачным рецептом запеченной утки, но поскольку фотографии у меня не было, я просто вставила в рецепт первое попавшееся фото из Интернета. Мой рецепт, естественно, удалили "за плагиат", что меня очень задело. Я на тот момент была настолько далека от этой темы, что такое развитие событий мне даже в голову не приходило. Чтобы обелить свое честное имя, я выставила второй рецепт, уже с собственными фотографиями. И... затянуло! Очень быстро я приобрела зеркальный фотоаппарат с хорошим объективом и стала заниматься самообразованием. И, да, я абсолютная самоучка.
А люди меня как-то не особо и вдохновляли, честно говоря. Они непослушные. Зато тарелку поставил, сказал "стоять" и она стоит столько, сколько нужно и именно в том ракурсе, который нужен. Еда очень благодарная и очень терпеливая модель.
Сейчас фуд-фотограф - это профессия или, скорее, хобби? Кого можно назвать фуд-фотографом?
Для меня уже профессия, но профессия любимая. Хобби, которое стало приносить деньги. А фуд-фотограф сейчас каждый, у кого есть зеркалка или просто хороший телефон, это известная шутка. Настоящих талантливых фуд-фотографов не так много.
Поделитесь основными правилами съёмки еды: композиция, свет, выбор продуктов и тд ?
Это такая обширная тема, что в несколько предложений трудно уместить. Когда я только начинала изучать композицию фотографии, то старалась ставить предметы академически строго, с миллиметровой точностью стараясь попасть четко на пересечения линий третей, золотого или диагонального сечения. Фотографии были правильными, но часто бездушными. Сейчас я интуитивно двигаю предметы в кадре, достигая равновесия, не задумываясь о правилах. И пусть объекты на фото не всегда попадают в нужные точки, главное, чтобы фотография вызывала аппетит и стойкое желание приготовить это блюдо. Кстати, большинство моих фотографий все же построены по классическим правилам, но это я уже выяснила гораздо позже, производя разбор для друзей, которых обучала искусству фуд-фото.
Я считаю, что естественный свет лучше всего передает текстуру блюда, достаточно одного окна и отражателя, чтобы получился хороший кадр с мягким освещением и красивыми полутенями. Искусственным светом я пользуюсь только при недостатке естественного.
Сложнее всего работать с теми продуктами, которые в результате нагревания или, наоборот, остывания, теряют свою привлекательность, например, любые горячие блюда, мороженое, свежая зелень, срезы фруктов и овощей. Иногда отсчет идет буквально на секунды - нити от тянущегося сыра, мед или шоколад, стекающие с десерта, тающее мороженое - это самые сложные, но и самые притягательные объекты для съемки.
Если на фотосессии "человеческой" успех зависит и от модели, и от фотографа, то как обстоят дела с едой?
Так же. Есть настолько нефотогеничная еда, что фотографировать ее очень сложно и приходится прибегать к маленьким хитростям... все, как и с людьми - грим, свет, ракурс.
Предлагаю наглядно провести работу над ошибками. Прокомментируйте несколько любительских снимков: 
Если произвести правильное кадрирование, то получится неплохое фуд-фото - мягкое естественное освещение, неплохая композиция, много деталей. Немного салфетки забирают на себя внимание, можно было бы выбрать ткань более нейтральной расцветки, чтобы не отвлекать внимание от блюда.
image-31-10-16-11-03-1.jpeg

Этот кадр трудно назвать фуд-фото, поскольку фуд-фото подразумевает все же некоторую подготовку объекта съемки. Здесь просто фото, рабочий момент. Автор не потрудился убрать наушники (или как-то обыграть, оправдать их нахождение в кадре), не убрал некрасивую щель между столами, я уже молчу про неправильное кадрирование и явный завал, когда кажется, что предметы сейчас съедут со стола. А ведь мог бы получиться отличный кадр!
image-31-10-16-11-03-2.jpeg

Любая фотография - это маленькая история, и от того, получается ли составить складный рассказ, зависит успех конкретного фото. Вот тут как раз история не складывается. Книга по искусству, доска с кексом, засохшие розы... Один из трех предметов здесь явно лишний, я уже молчу о том, что доска и чашка, стоящие на книге выглядят не слишком эстетично.
image-31-10-16-11-03.jpeg

 
Как-то я едва ли не била по рукам молодого человека, чтобы только он не портил снимок. А он, в свою очередь, задал логичный вопрос: - «Полина, а ЗАЧЕМ тебе это??" Переадресовываю профессионалу: зачем фотографировать еду?
У меня нет ответа на этот вопрос. Мне просто это нравится!
И мне нравится. Еда дает ощущение счастья, так почему бы не сохранить его надолго в одном кадре?